Версия для слабовидящих

История

В 1992 году в Российской Федерации была создана Государственная инспекция электросвязи (ГИЭ), которая решала вопросы, связанные с регулированием использования радиочастот и радиоэлектронных средств (РЭС). 

Основными задачами вновь созданной организации являлись:

  • назначение частот для радиоэлектронных средств гражданского применения и оформление соответствующих разрешений;
  • проведение международной координации и регистрации частотных присвоений РЭС;
  • выдача разрешений на эксплуатацию РЭС и ввоз их на территорию России;
  • согласование технических условий на разработку и серийное производство РЭС.

Таким образом, ГИЭ, как институт Минсвязи России, занималась регулированием деятельности только в области радиосвязи, телевидения и радиовещания. Функции регулирования в области проводной связи на ГИЭ не возлагались. 

В 1993 году Минсвязи России принимает решение о необходимости усиления регулирующей роли государства в отрасли связи в целом. Это было требованием времени, поскольку активно начал развиваться рынок связи и в отрасль пришло много желающих предоставлять услуги связи. 

В ноябре 1993 г. принято постановление Совета министров - Правительства Российской Федерации от 15 ноября 1993 г. № 1156 «Об утверждении Положения о службе государственного надзора за связью в Российской Федерации», направленное на усиление регулирующей роли государства в области связи. На базе ГИЭ была создана Служба государственного надзора за связью в Российской Федерации (Госсвязьнадзор) как единая система органов Минсвязи России. 

Госсвязьнадзор сыграл важную роль в обеспечении защиты прав потребителей в области телекоммуникаций в условиях перехода к рыночным отношениям в отрасли связи. 

В апреле 2000 г. принято постановление Правительства Российской Федерации от 28.04.2000 г. №380 «О реорганизации системы государственного надзора за связью и информатизацией в Российской Федерации», согласно которому Госсвязьнадзор был реорганизован. В результате была создана Система по надзору за связью и информатизацией (Россвязьнадзор), на которую были возложены контрольно-надзорные функции в области связи и информатизации. 

В декабре 2000 г. принято постановление Российской Федерации от 25 декабря 2000 г. № 1002 «О Государственной радиочастотной службе при Министерстве Российской Федерации по связи и информатизации», согласно которому была создана государственная радиочастотная служба. Она стала заниматься разрешительной деятельностью в сфере связи. 

Постановление определило структуру государственной радиочастотной службы, которая состоит из «Главного радиочастотного центра» и 7-ми радиочастотных центров федеральных округов: 

  • РЧЦ Центрального федерального округа (Москва)
  • РЧЦ Северо-Западного федерального округа (Санкт-Петербург)
  • РЧЦ Южного федерального округа (г. Ростов-на-Дону)
  • РЧЦ Приволжского федерального округа (Нижний Новгород)
  • РЧЦ Уральского федерального округа (г. Екатеринбург)
  • РЧЦ Сибирского федерального округа (г. Новосибирск)
  • РЧЦ Дальневосточного федерального округа (г. Хабаровск)

Все радиочастотные центры являются федеральными государственными унитарными предприятиями и из бюджета не финансируется.  

1 января 2004 г. на территории Российской Федерации вступил в силу новый Федеральный закон от 7 июля 2003 г. № 126-ФЗ «О связи». В основу этого закона положен принцип создания равных условий доступа всех граждан России к услугам связи. 

В мае 2005 г. утверждено постановление Правительство Российской Федерации от 3 мая 2005 г. № 279 «О радиочастотной службе». Согласно этому постановлению Федеральное государственное унитарное предприятие «Главный радиочастотный центр», семь федеральных государственных унитарных предприятий радиочастотные центры федеральных округов и филиалы в каждом субъекте Федерации представляют единую организационную структуру радиочастотной службы. 

в марте 2007 г. Указом Президента Российской Федерации от 12 марта 2007 г. № 320 «О Федеральной службе по надзору в сфере массовых коммуникаций, связи и охраны культурного наследия» преобразована Федеральная служба по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия (Росохранкультура) и Федеральная служба по надзору в сфере связи (Россвязьнадзор) в Федеральную службу по надзору в сфере массовых коммуникаций, связи и охраны культурного наследия». Кроме контроля и надзора в сфере массовых коммуникаций, информационных технологий, связи, охраны культурного наследия и авторского права, новая Служба получила функции по организации деятельности радиочастотной службы.  

В марте 2008 г. постановлением Правительства Российской Федерации от 27 марта 2008 г. № 213 «О некоторых вопросах деятельности радиочастотной службы» ФГУП «ГРЧЦ» и радиочастотные центры федеральных округов перешли в ведение Федеральной службы по надзору в сфере массовых коммуникаций, связи и охраны культурного наследия.

В мая 2008 года Указом Президента Российской Федерации от 12.05.2008 г. № 724 "Вопросы системы и структуры федеральных органов исполнительной власти"  Россвязьохранкультура преобразована в Федеральную службу по надзору в сфере связи и массовых коммуникаций (Россвязькомнадзор).

В июне 2008 года принято постановление Правительства Российской Федерации от 2 июня 2008 г. № 419 “О Федеральной службе по надзору в сфере связи и массовых коммуникаций”, согласно которому предприятия радиочастотной службы находятся в ведении Россвязькомнадзора.

В декабре 2008 года Указом Президента Российской Федерации от 3 декабря 2008 года № 1715 «О некоторых вопросах государственного управления в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций» Россвязькомнадзор преобразован в Федеральную службу по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор).

В марте 2009 года принято постановление Правительства Российской Федерации от 16 марта 2009 года № 228 «О Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций». В соответствии с указанным документом предприятия радиочастотной службы переданы в ведение Роскомнадзора.

В мае 2014 года постановлением Правительства Российской Федерации от 14 мая 2014 года№ 434 «О радиочастотной службе» было утверждено новое Положение о радиочастотной службе. Согласно этому постановлению радиочастотная служба это специально уполномоченная служба по обеспечению регулирования использования радиочастот и радиоэлектронных средств при Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций представляющая собой единую систему организаций, находящихся в ведении Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, осуществляющих деятельность в области обеспечения надлежащего использования радиочастот и радиочастотных каналов, радиоэлектронных средств и (или) высокочастотных устройств гражданского назначения, экспертизы и мониторинга соблюдения законодательства в установленной сфере деятельности Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, а также участвующих в предоставлении государственных услуг.

Согласно указанным документам основными задачами ФГУП «ГРЧЦ» являются осуществление деятельности в области обеспечения надлежащего использования радиочастот и радиочастотных каналов, радиоэлектронных средств и (или) высокочастотных устройств гражданского назначения, экспертизы и мониторинга соблюдения законодательства в установленной сфере деятельности Роскомнадзора, а также участие в предоставлении государственных услуг.

Функции по организации деятельности радиочастотной службы (ФГУП «ГРЧЦ») осуществляет Роскомнадзор.

Во ФГУП «ГРЧЦ» завершен процессе реорганизации, осуществленной в соответствии с распоряжением ТУ Росимущества в городе Москве от 28 апреля 2017 г. № 424 «О реорганизации ФГУП «ГРЧЦ» путем присоединения к нему ФГУП «РЧЦ ЦФО»».

В настоящее время ФГУП «ГРЧЦ» является единственным предприятием радиочастотной службы, находящимся в ведении Роскомнадзора, выполняющим задачи и функции радиочастотной службы.